ТАГАНРОГ

Таганрог -- один из трех приморско-трамвайных городов в России. Правда, к морю трамвай, увы, нигде не подходит. Зато подходит ко многим другим местам, о чем можно судить, хотя бы, по прилагающейся фотогалерее. А раз подходит ко многим местам, в том числе к вокзалам, заводам, университету, паркам и жилым районам -- значит, должен выполнять роль основного перевозчика в городе. И, в общем-то, с успехом это делает.

Когда бы вы ни оказались на улицах города -- ранним утром или поздним вечером -- вы обязательно встретите весело раскрашенный вагон таганрогского трамвая, который всегда рад вас подвезти. Причем долго ждать его вам тоже не придется. Как это контрастирует с близлежащим областным центром, где любимый транспорт миллионов в пору заносить в красную книгу! В Таганроге же на трамвай действительно приходится значительная доля общего объема городских перевозок. Не имеющий поддержки города трамвай пока выдерживает конкуренцию с маршрутками. И это при цене проезда в 4 рубля (для льготников -- три).

Конечно, держаться на плаву удается во многом благодаря тому, что руководство ТТУ прилагает для этого все возможные усилия. По словам главного инженера ТТУ Николая Васильевича Коновалова, с которым мне удалось побеседовать, ТТУ старается проводить оптимальную на сегодняшний день кадровую и хозяйственную политику. В результате удается поддерживать систему в хорошем состоянии, вести плановый ремонт пути. В то же время приобретать новые вагоны возможности все-таки нет, этот недостаток компенсируется путем восстановительного ремонта имеющегося подвижного состава.

В настоящее время в депо имеется 88 вагонов. В подавляющем большинстве это КТМ-5. Есть и пять КТМ-8, номера с 347 по 351. Четыре из них были получены из Шахт. Были получены из Шахт и рельсы, некоторые из которых оказались настолько хороши, что их положили вместо своих на изношенных участках. Так что шахтинский трамвай умер не совсем, какая-то его часть влилась в таганрогскую систему. Путевое хозяйство вообще поддерживается в хорошем состоянии, укладываются 25-метровые рельсы, устанавливаются термокомпенсаторы через каждые 90 метров. Всего длина сети составляет около 45 км в однопутном исчислении.

Ежедневный выпуск трамвая составляет 54 вагона. Эта величина уже долгое время не меняется и является для города оптимальной. Сцепки не используются. Что касается троллейбуса, то здесь ситуация несколько хуже. Оказывается, троллейбусу труднее выдерживать конкуренцию с автотранспортом. Ежедневный выпуск на линию здесь составляет только 28 машин. Однако до последнего времени сеть даже развивалась. Так, например, недавно создана односторонняя "закольцовка" в северной части города за железной дорогой и планируется по мере изыскания средств сделать ее двусторонней.

Если говорить об интересных местах сети, то следует отметить два участка. Первый -- однопутка на проспекте Дзержинского в месте железнодорожного переезда. То есть двухпутная линия на участке приблизительно в 100 м становится однопутной. И второй -- конечная станция ТРТУ (Таганрогский радиотехнический университет). Разворот осуществляется вокруг квартала, а для кратковременного отстоя используется трехпутка на ул. Р. Люксембург, занимающая всю ширину улицы. Вообще это самое трамвайное место города: здесь постоянно "крутятся" сразу несколько вагонов.

Напоследок о таганрогском ГЭТ с точки зрения пассажира. Можно сказать, что он в целом производит благоприятное впечатление. Если по трамваю, то можно отметить, что график движения соблюдается, скорость весьма приличная, раздрезганных вагонов с разбитыми стеклами нет и в помине (хотя такое не редкость в таких крупных городах, как С.-Петербург и Нижний Новгород). В общем, на родине Чехова вполне приятно прокатиться на трамвае, которому хочется пожелать жить и развиваться. Врочем, и троллейбусу тоже.


Конечная "Пл. Авиаторов" Конечная "Пл. Авиаторов" Пр-т Дзержинского Пр-т Дзержинского Пр-т Дзержинского Смирновский пер. Кузнечная ул.
Кузнечная ул. Кузнечная ул. ул. Фрунзе ул. Фрунзе ул. Фрунзе Угол ул. Фрунзе и Итальянского пер. У старого вокзала
У старого вокзала Несколько КТМ-5 в депо На подъезде к депо На подъезде к депо Несколько вагонов на конечной "ТРТУ" (пер. Некрасовский) Трехпутная конечная станция "ТРТУ" (ул. Р. Люксембург) Старый Таганрог

Все фото сделаны с 18 по 24 июля 2004 г.

Схема маршрутов электротранспорта к августу 2004 года

© C.Сонин, 2004


Хостинг от uCoz