ЧЕРЕПОВЕЦ
Количество трамвайных маршрутов: 4

ФОТОГРАФИИ
СХЕМА ИЗ ВАГОНА
СХЕМА-2005
К СПИСКУ ГОРОДОВ
НА ГЛАВНУЮ

Открытие трамвайного движения в Череповце связано со строительством металлургического комбината в 50-х годах и соответствующим ростом самого города. Комбинат «Северсталь» находится в западной части Череповца. Трамвайная линия потянулась от него на восток, к жилым районам. Со времени открытия трамвайного движения в городе, по сути, так и осталась одна-единственная линия. Только за время своего существования она постепенно удлинялась и достигла в итоге восточной окраины города. Помимо этой осевой магистрали (длиной около 12,5 км) существуют две однопутных закольцовки вокруг кварталов (одна из них не используется для маршрутного движения), а также конечная «Доменная». Вот и все путевое хозяйство череповецкого трамвая, если не считать новое (на восточном конце линии) и старое депо (используется как ремзона, находится на неиспользуемой закольцовке).

Череповецкая система традиционно обслуживается вагонами усть-катавского производства. При открытии линии на нее вышли поезда КТМ-КТП, сейчас основу парка составляют вагоны КТМ-5. Системы очень малочисленны, вагоны КТМ-8 — тоже. После долгого перерыва в мае 2005 года город получил, наконец, новый КТМ-8. Впрочем, несмотря на значительный возраст основной части парка, вагоны находятся в хорошем техническом состоянии и имеют неплохой внешний вид. Также достаточно хорошо содержится путевое хозяйство, график движения соблюдается четко, интервалы небольшие. Только до аглофабрики № 3 (АГФ-3) в межпиковое время движение осуществляется по вывешенному на «Доменной» расписанию с изрядными перерывами. Нехватку вагонов на редко ходящей в эти периоды «четверке» восполняет ее укороченный вариант — маршрут № 4а.

Нельзя сказать, чтоб трамвай до последнего времени пользовался любовью и поддержкой властей. Скажем, в осуществлявшейся в Череповце под эгидой Всемирного банка программе развития общественного транспорта о трамвае… вообще не было упомянуто. А сама программа, как обычно в России, свелась к приобретению музейных автобусов типа всяких там «манов». Теперь они окончательно развалились и городские власти, к их чести, заменяют их не на «тазы» и «пазы», а все же на «ЛиАЗы».

Другим подтверждением не особо трепетного отношения к трамваю в городе является разработка и начало осуществления проекта троллейбуса (вместо развития трамвая). Этот благополучно похороненный (надеюсь) проект предполагал пуск троллейбуса от ОАО «Северсталь» через мост в зашекснинские районы. Хотя все, кроме проводов, было подготовлено для пуска троллейбуса и даже по прошествии многих лет и поныне остается по большей части в целости и сохранности, хочется все ж надеяться, что данный проект не осуществится никогда — не следует забывать, что появление «рогатого» всегда является и являлось смертельной угрозой трамваю.

Возвращаемся к трамваю. В Череповце есть несколько примечательных участков. Первый — от «Доменной» до АГФ-3. Здесь трамвай идет непосредственно по территории металлургического комбината, пропуск комбината работает в качестве проездного. Из окна можно лицезреть во всей красе производственные мощности гиганта металлургии и проезжающие громадные «БелАЗы».

Между остановками «ул. Верещагина» и «ул. Сталеваров» находится неиспользуемая для маршрутного движения однопутная закольцовка. Она отходит от основной линии после остановки «ул. Верещагина» в сторону, противоположную той, в которой идет линия к вокзалу. Затем сворачивает под острым углом на улицу Сталеваров и по ней снова выходит к основной линии. Интересно, что путь на улице Сталеваров совсем новенький. На этой улице расположено старое депо, в которое, однако, линия не заходит! Тем не менее на территории находится кое-какая техника.

Интересна и закольцовка к вокзалу. Линия здесь порой проходит так, будто строилась под лозунгом: «Трамвай — в каждый двор!»

Наконец, очень живописен мост через Ягорбу — небольшую, но красивую синюю реку. Череповец, кстати, вообще не обделен живописными местами. Это ведь не только город металлургов, но старинный населенный пункт, возникший у слияния рек Ягорбы и Шексны, полноводной северной реки. На этом месте в XIV веке был основан Воскресенский монастырь, упраздненный при Екатерине II. Однако именно он дал начало городу, а Воскресенский белокаменный собор украшает Череповец и ныне.

© C.Сонин, 2005



Хостинг от uCoz