ДЗЕРЖИНСК

Страница разделена на три раздела, по времени посещений автором Дзержинска.

Октябрь 2003

Май 2004
Сентябрь 2004

Знакомство мое с трамвайной системой Дзержинска началось ранним утром 5 октября 2003 года. Было еще совершенно темно, меньше шести часов утра, воскресенье. Однако и трамваи, и троллейбусы уже оживляли своим присутствием городские улицы. Как удалось выяснить позже, работать они начинают очень рано. Скажем, первый трамвай от конечной "Железнодорожный и авто- вокзалы" отправляется по выходным дням чуть раньше четырех утра, а по рабочим -- чуть позже. В общем, столь ранний час не помешал сразу приступить к знакомству с трамвайной сетью города.

Я сел у вокзала в трамвай четвертого маршрута -- красно-белый КТМ-5 весьма потрепанного вида. Обилечиванием пассажиров занималась кондукторша (они там во всех вагонах), билет, как оказалось, стоит 4 рубля, причем на нем было написано "троллейбус" (дальше все билеты были "родные", трамвайные). Вагон тронулся и, как выяснилось, направился в путь вдоль железнодорожной линии. Улица здесь, в отличие от центра города и вокзальной площади, оказалась не освещена, что было явно не кстати -- за окном стояла совершенно непроглядная темень. Поэтому смотреть пришлось большей частью на рельсы, которые были зачастую железнодорожными, и на встречные вагоны, шедшие довольно часто и все сплошь представлявшие собой такие же красно-белые одиночные КТМ-5. Рассвело как раз к тому времени, когда вагончик наш добрался до кольца "Швейная фабрика".

На кольце находится диспетчерская, а само кольцо является частью крупной развязки. Помимо него ее составляют полный перекресток и повороты в различных направлениях. Здесь я пересел в "пятерочку", которая ходит столь же часто. Она провезла меня по прямой через всю жилую часть города до конечной "Депо № 1". Навстречу во время пути опять попадались только КТМ-5 той же окраски. Конечная оказалась весьма оригинальной. Дело в том, что вагоны разворачиваются... в депо. Трамвай высаживает пассажиров, заезжает в депо (проходя при этом по встречному пути) в "дальние" ворота и отстаивается там некоторое время, в течение которого из "ближних" ворот успевает выехать предыдущий вагон. Посадка производится на выездном (он же может быть и въездным) пути. Рядом с депо, метрах в ста в сторону города находится, судя по всему, железнодорожно-трамвайный гейт. Он, в общем, цел и поныне, только видно, что очень давно не использовался.

Линия у депо не заканчивается, а все также по прямой продолжается далее, уходя за горизонт. В описываемое утро она выглядела почти пустынной, и ни один трамвай не шел ни "туда" ни "оттуда". Эта линия тянется километров на 12, вскоре после депо приближаясь к железной дороге. Она проходит вдоль нее через заводские территории и заканчивается кольцом (Восточное кольцо) у пл. 421-й км (полпути до Нижнего!). Трамвай (маршрут № 6) в октябре 2003 делал 4 рейса в будни и 9 -- по выходным (а по рабочим дням работает и маршрут № 1). Тем не менее, я решил дождаться трамвая, идущего "за горизонт", но вместо этого дождался вагон "оттуда". На остановке у депо в нем произошло забавное событие -- замена вагоновожатой. Пересменок такой посреди маршрута. Так или иначе, я в этот вагон сел и доехал до недалекой конечной "ул. Островского", однопутного кольца вокруг квартала. Здесь висело расписание "шестерки" (впервые в жизни видел табличку с расписанием трамвая).

К этому времени был уже совсем день и можно было приступить к фотосъемке. Мои действия произвели потрясающее впечатление на трамвайщиц. Их, видимо, никогда не фотографировали на рабочем месте, так что они сначала даже испугались, подумав, что они что-то нарушили, а я это "фиксирую", что-ли. Однако испуг быстро сменился сожалением о том, что "они не так одеты, а то вот опубликуют теперь". Я им честно сказал, что кроме как в сети, их вряд ли где "опубликуют". Так же поинтересовался, сколько времени займет путь до конечной на заводах. Получив ответ "полтора часа", решил от поездки туда отказаться (хотя все же оказалось, что полтора часа -- в оба конца), и продолжил путь на "тройке". Это снова был красно-белый КТМ-5 (хотя у депо я встретил-таки один вагон с рекламной раскраской). Но, в отличие от попадавшихся до этого, он выглядел очень неплохо, чуть ли ни как после капремонта. Все стекла и сиденья на месте (впрочем, так и во всех или почти всех вагонах города), выкрашен снаружи и внутри (редкость для Дзержинска), кузов не мятый и т.д. Затем мне не раз встречались "поновленные" вагоны. "Трешка" прокатила меня петлей через старую часть города и я уже во второй раз оказался на перекрестке просп. Ленина и ул. Гайдара...

Некоторое время спустя я опять ехал в "пятерке" и беседовал с кондуктором. Она была явно не в духе, и сначала сообщила мне, что "двойка" по выходным не работает, новых вагонов они "сто лет не получали", "шестерка" ходит через пень-колоду, и вообще, Бриккер (мэр тамошний) трамвай скоро закроет. Мол, всего полгода осталось: сначала "трешку закатают", а там и все остальное. Вот уж не ожидал такого услышать! Хоть и вагоны в Дзержинске староваты, и пути, мягко говоря, не очень, все же трамвай в городе совсем не выглядит лишним - уже с девяти утра (в воскресенье-то и при малых интервалах!) мне приходилось стоять в вагонах. Линии трамвая проходят именно там, где надо, связывая жилые части города и между собой, и с заводами. Сколько же понадобится автобусов (маршруток в виде "Газелей" или кишмя кишащих в Нижнем "ПАЗиков" на "трамвайных" улицах замечено не было) чтобы полностью заменить трамвай? Хотя, похоже, об автобусах в городе уже позаботились: бросалась в глаза их свежевыкрашенная белизна на фоне трамваев, 50% (если не более) которых выглядят потрепанно. Тем более, что большинство автобусов закуплено недавно -- это или "МАНы" (конечно, не новые), или "Мерседесы" (этих вроде мало, не такие, как в Москве, а как в Костроме). Эти автобусы, возможно, не муниципальные. Муниципальные -- обычные ЛиАЗы.

Вагон 3-го маршрута на конечной "Ул. Островского" "Пятерка" на просп. Ленина Вагон 5-го маршрута у ДК Химиков
Угол ул. Гайдара и просп. Ленина Кольцо у вокзала. Юбилейный КТМ-8 Кольцо у вокзала. Юбилейный КТМ-8
Вагон 4-го маршрута у вокзала
Фотографии от 5 октября 2003 г.

Май 2004

Сентябрь 2004

В общем, в тот раз я покинул город, опасаясь за судьбу местного трамвая. Однако через полгода (в мае 2004 г.) я снова посетил Дзержинск. С облегчением обнаружил, что все пути по-прежнему на месте. К тому же по городу ходило значительное число сцепок, которых в прошлое мое посещение не было вовсе. Появилось и значительное количество вагонов в рекламной раскраске (ранее мне попался только один). Хоть и редко, но все же по-прежнему ходил трамвай и к отдаленному Восточному кольцу. Если что и стало хуже, так разве что состояние салонов -- кажется, что их просто не моют, настолько порой в трамвае бывает грязно.

Система 3-го маршрута на ул. Гайдара Система 5-го маршрута на углу Гайдара и Ленина Вагон 4-го маршрута у вокзала
"Рекламный" КТМ-5 на кольце "Вокзалы" "Обратная сторона" кольца "Вокзалы". Еще один вагон в рекламе Тот же вагон там же
Фотографии от 28 мая 2004 г.

Сентябрь 2004

На этот раз целью было именно прокатиться по линии до Восточного кольца. И цель была выполнена. Хотя сейчас по этой линии в выходные совершается только два рейса по шестому маршруту, оба рано утром, примерно в шесть и восемь часов. На конечной "ул. Островского" и на следующей остановке в вагон село чуть более десяти человек, так что некоторый спрос на этот маршрут все же есть. Однако до Восточного кольца я доехал в компании кондуктора, вагоновожатой и некоего бомжеватого господина. Обратно вагон отправился пустым. Весь путь занял чуть более получаса, в общем, почти с ветерком.

Сама линия к Восточному кольцу имеет на своем протяжении два промежуточных кольца. Расположены они так. Первое -- между железнодорожными платформами Калининская и Игумново (справа от линии по ходу движения из центра). Второе -- непосредственно у пл. Игумново (слева от линии). Так что если кому и придет в голову дурная идея закрыть движение до Восточного кольца по причине отсутствия пассажиропотока (хотя пока это не планируется), то уж до Игумново-то линия должна сохраниться, там народ есть, и, возможно, его было б больше при частом движении трамваев.

Теперь о маршрутах. Долго не удавалось толком выяснить, в чем разница между 1, 2, 5 и 6. Что-то там перепуталось, и даже работники депо не очень толково отвечали на вопросы по этой теме. Наконец, экипаж "детского" трамвая (см. фото) разъяснил ситуацию. В общем, на самом деле так.

Рейсы на "Зарю" не регулярны, так как фабрика эта почти не работает. В час "пик" ходит "челнок" на участке "Заря" -- Швейная ф-ка. Говорят, что эта линия под угрозой.

В итоге получаем, что часто, регулярно и ежедневно работают маршруты 3, 4 и 5. Они и обеспечивают (вполне) перевозки в жилой части города.

КТМ-5 3-го маршрута на ул. Чапаева Там же. Вагон в рекламной раскраске КТМ-5 3-го маршрута на ул. Чапаева
"Детский" КТМ-5 на конечной "ул. Островского" Тот же вагон отправляется в рейс до вокзалов КТМ-5 3-го и 6-го маршрутов на конечной "ул. Островского"
Восточное кольцо. Вагон прибыл из города Восточное кольцо. Тот же вагон развернулся... ...и отправился обратно.
Фотографии от 12 сентября 2004 г.

Общие сведения

Состояние п.с. в городе посредственное. Но даже при неважном внешнем виде большей части вагонов сильного грохота и дребезжания при езде нет. Скажем, КТМ-5 в Коломне хуже. Парк в Дзержинске почти полностью состоит из КТМ-5, есть несколько КТМ-8. В 2003 году система справляла 70-летие (по этому поводу проводилась даже лотерея по проездным месячным билетам)

Состояние путей также по большей части "очень не очень". Уложены по большей части железнодорожные рельсы. Наибольшие беды, на мой взгляд, доставляют стыки, которые расходятся на пару-тройку сантиметров. Самые плохие места -- у депо № 1, перекресток проспектов Циолковского и Свердлова. Тем не менее в некоторых местах на обособленке вагоны набирают хорошую скорость и идут при этом плавно и без грохота. Пример -- просп. Ленинского комсомола.

Состояние контактной сети неплохое. Провисаний не заметил. Сеть часто крепится на опорах, расположенных между путями.

Все линии в центре города (п-т Ленина, улицы Черняховского, Чапаева, Гайдара) -- совмещенное полотно. Вся линия "четверки" -- на обособленке или вообще изолированная. Также обособлено полотно на ул. Красноармейской. Линия к заводам сначала недолго идет на совмещенном полотне посреди шоссе, затем на обособленном.

Работа трамвая по конечной станции "Вокзалы" начинается около четырех утра, заканчивается в 23-40. Интервалы на основных маршрутах (3, 4 и 5) низкие, иногда -- менее 5 минут.

Бригады меняют маршрут каждые 10 дней.

Наибольший замеченный бортовой номер -- 275.

Стоимость месячного проездного -- 200 руб., на трамвай-троллейбус -- 250 руб.

В городе работают "арендные" троллейбусы. Парк "тролей" -- ЗиУ.

Сам город Дзержинск -- типичный соцгород с "широкими прямыми улицами", добротными домами, хорошим озеленением. До сих пор достаточно чистый и аккуратный и производит хорошее впечатление.

И еще. Это просто необходимо отметить. Мне кажется, что в Дзержинске самые лучшие трамвайщицы. И кондуктора, и вагоновожатые. Радушные и словоохотливые. Везде бы так.

Схема трамвайных маршрутов г. Дзержинска на сентябрь 2004 г.

Схема троллейбусных маршрутов г. Дзержинска, срисованная в диспетчерской у вокзала

© C.Сонин, 2003-2004


Хостинг от uCoz