Новополоцк расположен в непосредственном соседстве с одним из древнейших русских городов, Полоцком. И если последний является городом-заповедником, то Новополоцк — центр нефтепромышленности. Нефтезаводам он и обязан тем, что по городу ходит трамвай. Скоростная линия, имеющая единственное одноуровневое пересечение с автодорогой (у кольца «Измеритель») соединяет южную часть жилых районов с одной из двух промзон.
До поворота после остановки «Техникум» линия идет по границе города. Справа находятся девятиэтажные дома, а слева — в основном лес. Ну и еще университет и автовокзал. Новополоцк вообще узкий и длинный город, расположенный, в основном, между той самой магистралью, по которой идет трамвай от кольца до Техникума, и Западной Двиной (течет параллельно этой магистрали на расстоянии с километр-полтора).
После первого поворота трамвай идет леском, в котором находится депо. Следующие в/из депо вагоны имеют возле него отдельную остановку, на въездных путях. Участок с последними тремя остановками проходит вдоль забора гиганта нефтехимической промышленности.
Весь парк города до недавнего времени состоял исключительно из КТМ-5. Пока в 2004 году не появился, наконец, примечательный зеленый вагончик под бортовым номером 050. Это, естественно, вагон белорусского производства модели АКСМ 60102. Очень симпатичный вагон, как снаружи, так и изнутри. Легкий и быстрый на ходу. Весь маршрут проходит минут за двадцать, скорость движения постоянно находится на уровне 60-70 км/ч. При этом нет ни стука, ни каких-либо значительных замедлений на поворотах.
Вслед за первым вагоном АКСМ появились еще два (номера 051 и 052), каждый примерно с перерывом в полгода. Говорят, что как только будут деньги, то... То, наверное, будет как в автобусном хозяйстве, в котором полно новеньких сочлененных МАЗов, красивых машин со световыми маршрутоуказателями. На эти МАЗы почти полностью заменен автобусный парк города, хотя на линиях все еще попадаются страшно контрастирующие с минскими автобусами «Икарусы» из Германии.
Трамвай пока отстает от автобуса в деле радикального обновления подвижного состава. Однако, оснований для его проведения у трамвая было меньше. Составляющие основу трамвайного парка города вагоны КТМ-5М3 поддерживаются в неплохом техническом состоянии. Правда, возраст их достаточно почтенен, что иногда выдает внешний вид.
С весны 2006 года на вагонах стали устанавливаться таблички с указанием маршрута и даже с его номером. Хотя понятно, что маршрут-то — один-единственный. Возможно, появление табличек связано с поступлением в город вагона с электронным табло (бортовой номер 052), которое грех не использовать по назначению. Вот чтоб другим вагонам не было обидно, на них и поставили обычные таблички. Возможна, конечно, и другая причина появления маршрутоуказателя, полуфантастическая, а именно — открытие второго маршрута!
Дело в том, что в настоящее время население Новополоцка перевалило, наконец, за 100 000 жителей. При этом вероятно слияние Полоцка в единый город с Новополоцком. Если это произойдет, то появится повод вспомнить о реализации старых планов по продлению трамвайной линии в Полоцк. К сожалению, планы эти сейчас очень хорошо забыты; более того, в начале 2000-х годов выдвигались предложения о строительстве единой троллебусной сети Полоцка и Новополоцка.
© C.Сонин, 2004-2010