ТВЕРЬ
|
|
Трамвай появился в Твери еще в 1901 году. Первые девяносто лет жизни были благополучными: трамвайное хозяйство города продолжало развиваться вплоть до начала 90-х. Пуск линии в Южный массив состоялся в 1990 году. В 1993 году была закуплена крупная партия вагонов КТМ-8. Схема электротранспорта Твери за 1991 год отражает наибольшее развитие трамвайной сети города. Однако затем все стало меняться. Понятно, не в лучшую сторону. Сначала сняли линию по улице Перовской. Затем было закрыто движение по улицам Советской и Вагжанова (без демонтажа пути). Наконец, в 2004 году в очередной раз закрылось движение через Восточный мост. Официальная причина — ограничение массы до 2,5 т. Линия не была демонтирована: городские власти вынашивают планы демонтажа линии по Тверскому проспекту и Новому мосту и даже, по некоторым сведениям, с проспекта Чайковского! В этом случае будет восстановлено движение трамвая по Восточному мосту. Кроме закрытия Восточного моста за последнее время интервалы движения выросли, количество сцепок уменьшилось, а маршруток — увеличилось. Под угрозой находится линия на «Искож»: теперь 8-й маршрут ходит только по рабочим дням, соответственно линия эта по выходным не действует вообще. Маршруты №№ 10 и, особенно, 13, в лучшем случае вы увидите в час «пик». Маршрут 12-й укорочен до Республиканской. Ну а еще отменили недолго просуществовавший 12-й троллейбусный маршрут Первомайский—Юность. Рельсы и КС в Твери в привычно плохом состоянии. Оно и ясно — кто ж их ремонтирует... Состояние путей на Тверском настолько плохо, что трамваи движутся со скоростью пешехода. На линии на Старую Константиновку тоже висит ограничение скорости 10 км/ч, но там все ж движение пободрее, чем на Тверском. Справедливости ради отмечу, что на заволжской стороне пути в более приемлемом состоянии, да и вообще эта часть города, особенно ул. Горького, приятнее неухоженного Тверского. Тверь вообще, еще с советских времен, один из самых неустроенных и, кстати, небезопасных, областных центров средней России. Это субъективное, но устоявшееся мнение автора. Интересной особенностью Твери является движение поездов КТМ-5 с поднятыми пантографами у обоих вагонов. Подвижной состав в общем продолжает ветшать, хотя некоторые КТМ-8 пребывают в неплохом состоянии. Несмотря на сокращение маршрутной сети и конкуренцию со стороны маршруток, трамвай сохраняет некоторую популярность. Народ продолжает ездить от вокзала в разных направлениях, большим спросом пользуется по выходным линия в Старую Константиновку. Попадаются вагоны 6-го и 15-го маршрутов, буквально набитые пассажирами. Не так много народу ездит от Южного и Цанова. Причиной тому, наверное то, что, в Южном есть троллейбус, который вполне нормально работает (и «гармошки» ходят), а через Цанова идет полно маршруток через каждые три минуты при интервале движения трамвая около десяти. В вагонах висят разные схемы маршрутов. Есть более-менее современные (на февраль 2004 г. они были реальными), а есть и такие, где еще указана пунктиром линия по Вагжанова и Советской как «временно закрытая» и проходящие по ней маршруты 1 и 4 как «временно измененные». Что ж, линия эта и сейчас может быть восстановлена, было б желание. Ее закрытие вообще не имело рациональных причин: трамвай никому не мешал на этой улице, автомобильный поток на которой невелик. Однако реалии Твери совсем иные. Угроза снятия линий с Тверского проспекта и Нового моста сохраняется, парк не обновляется, а трамвайщики ко дню города ждут не новых вагонов, а дальнейших сокращений. Единственное радостное событие — поступление в 2007 году двух новых вагонов ЛМ-99АЭН (так называемая «Пчелка»). Это первое обновление трамвайного парка за почти полтора десятка лет. В то же время почти до миниума (при использовании всех линий) сократилось количество троллейбусных маршрутов. Продленная из центра в Юность «семерка» поглотила шестой маршрут. © C.Сонин, 2004—2008 |