ВОРОНЕЖ |
В Воронеже за последние пять лет произошел, конечно же, порядочный погром. Хотя и пять лет назад, когда все еще казалось благополучным, маршруток на улицах было уже подозрительно много. Захват тогда начинался, а сейчас -- закончился (или почти закончился).
Теперь на вопрос, ездите ли вы на работу на троллейбусе (из Северного района в самый центр, к пл. Ленина) отвечают с превеликим удивлением: "Да что вы, здесь же маршрутка ходит!" Про трамваи говорят: "Не разберешь, как и куда они ходят..." Или даже развернуто (монолог пенсионерки): "А на них (трамваях) никто и не ездит, как линию по центральной улице сняли (Московский пр-т, т.е.). У нас маршруток и автобусов полно! И ничего они не старые, не страшные, а очень даже хорошие! Шутка ли дело -- немецкие. Есть даже бесплатный автобус, для льготников, совсем уж замечательный такой, со шторками!"
Я уж не стал спрашивать, сколько его ждать приходится... А если вы согласны его не ждать (то есть являетесь платежеспособным нельготником), то, в общем-то, проблем с транспортом у вас не будет, не считая некоторых пустяков вроде вдыхания СО или толкотни в ПАЗике. Итак, различные "газельки", "тазики" и исторический подвижной состав из Германии ("Маны" да "Мерсы") ходят весьма часто, почти везде, а иногда и по системе "от подъезда до подъезда". Стоят недорого (в среднем 6 руб.). Немудрено, что большинство жителей города, на мой взгляд, сложившимся положением вещей довольно. Трамвайных энтузиастов я насчитал всего троих: одного кондуктора, одного пассажира, который на остановке "ул. Бунина" пропустил в ожидании трамвая целых ДВА попутных ПАЗа, ну и себя, естественно. И одно преимущество трамвая мы с ними все же совместно установили: как ни крути, но он комфортней "тазика", даже если ехать стоя.
Впрочем, воронежцы оценивают нынешнюю реальность методом непосредственной оценки, а не сравнивают ее с тем, что было 6-8 лет назад и ранее. А ныне они просто поставлены перед фактом снятия или закрытия трамвайных линий и сокращения количества выходов и по сути лишены возможности выбора: город переведен на общественный транспорт с ДВС. Оставшиеся трамвайные маршруты работают порой непредсказуемо, и ожидать трамвайчика можно и 30, и 50 минут. Предсказуемо и довольно часто ходит разве что "единичка". К тому же из-за плохого качества пути на участке улиц Бунина и Кольцовской введено ограничение скорости для трамвая 5 км/ч. Не знаю, может и где-то еще такие участки есть. Про троллейбусы подробно рассказать не могу, но на глаза эти машины особо часто не попадаются. И работать электротранспорт заканчивает раньше. Таким образом, все козыри у автомобилистов. И как итог -- на Московском проспекте невозможно дышать.
Конечно, если б у трамвайщиков была бы возможность воздействовать на общественное мнение, а еще лучше -- на мнение горадминистрации... Ничего бы подобного не произошло. Не нанесли бы за пару лет такой урон одной из лучших и самых разветвленных систем в СНГ. Ведь и сейчас еще система была бы вполне жизнеспособна, будь поменьше интервалы. На большинстве оставшихся линий (в том числе и недействующих) не самые худшие пути и КС (а иногда и почти хорошие), и несмотря на ограничения скорости нельзя сказать, чтоб поездка на трамвае казалась бы очень медленной. Посмотрим, что будет дальше, все же пока трамвай в Воронеже не кажется навсегда уходящим явлением. Ведь в городе и сейчас остались такие сооружения трамвайной инфраструктуры, которых в других городах еще поискать! Скажем, обособленка на ул. 20 лет Октября с выходами из подземного перехода специально к путям, с оборудованными остановками и ограждением (ну прям как в Москве на Б. Черкизовской). А каков Северный мост с развязкой! Такого-то точно нигде нет. Почти двухкилометровое сооружение (если с пандусами). Представляет собой трамвайный мост, опирающийся на разделительную полосу моста автомобильного и за счет этого особо высоко возносящийся на синей гладью водохранилища. А ширина водохранилища под мостом составляет километр с четвертью. И если ехать в трамвае над этим "Воронежским морем" и смотреть при этом в окна противоположного от вашего места борта (чтоб не видеть под собой машин на мосту), то создается великолепное, фантастическое (sic) ощущение полета на трамвае над широким водным простором. Эдакий "трамвай-самолет". По мне так этот аттракцион будет почище любого паркового колеса, даже самого большого. Надеюсь, это чудо трамвайной техники станет препоном на пути разрушения сети. Не ломать же такое!
Но... оставим лирику и спустимся с моста на землю. Посмотрим, что потерял трамвай в Воронеже, прежде чем потерять популярность. Для этого можем обратиться к приведенным схемам. Сравнение их само по себе уже красноречиво: утрачены треть путей и более половины маршрутов. А сколько потеряно единиц ПС и выходов? Думаю, что больше половины уж точно. Систем сейчас совсем не видно, а по выходам информация на середину прошлого года была такой:
Номер маршрута | Будни | Вых. дни |
---|---|---|
1 | 10 | 8 |
2 | 12 | 10 |
7 | 10 | 8 |
8 | 3 | 0 |
11 | 1 | 1 |
17 | 6 | 4 |
20 | 8 | 4 |
Что касается закрытых линий, то тут, как ни странно, не все так плохо. Дело в том, что некоторые из них законсервированы, то есть сохранилось все -- и пути, и контактная сеть. Жизнерадостно заасфальтированы только Плехановская, Московский проспект и примыкающая к нему часть проспекта Труда. А вот на улице 20 лет Октября и ВОГРЭСовском мосту движения нет уже больше года, а и пути, и КС на месте. (Говорят, вроде как запретили разбирать?) На месте и линия на завод ГОО, также и пути, и КС, только в местах переездов асфальт накатан. По этой линии еще с год назад работал 11-й маршрут (целый один выход!), и был тогда изолированным, так как маршрутного движения через мост уже не было. На всех остановках по-прежнему обозначены номера всех недействующих маршрутов, в том числе и на недействующем кольце у вокзала висит немалый список маршрутов, когда-то там разворачивавшихся.
Ну, вот пожалуй и все. Остается только добавить, что работают теперь в Воронеже поголовно КТМ-5, окраска почти у всех вагонов стандартная, красная, а состояние самого ПС тоже пока вовсе не страшное, где-то 3+ или 4-. Стоимость проезда -- 4 рубля.
Схема трамвайных маршрутов г. Воронежа на май 1999 года
Схема трамвайных маршрутов г. Воронежа на июль 2004 года
© C.Сонин, 2004