ВОРОНЕЖ

В Воронеже за последние пять лет произошел, конечно же, порядочный погром. Хотя и пять лет назад, когда все еще казалось благополучным, маршруток на улицах было уже подозрительно много. Захват тогда начинался, а сейчас -- закончился (или почти закончился).

Теперь на вопрос, ездите ли вы на работу на троллейбусе (из Северного района в самый центр, к пл. Ленина) отвечают с превеликим удивлением: "Да что вы, здесь же маршрутка ходит!" Про трамваи говорят: "Не разберешь, как и куда они ходят..." Или даже развернуто (монолог пенсионерки): "А на них (трамваях) никто и не ездит, как линию по центральной улице сняли (Московский пр-т, т.е.). У нас маршруток и автобусов полно! И ничего они не старые, не страшные, а очень даже хорошие! Шутка ли дело -- немецкие. Есть даже бесплатный автобус, для льготников, совсем уж замечательный такой, со шторками!"

Я уж не стал спрашивать, сколько его ждать приходится... А если вы согласны его не ждать (то есть являетесь платежеспособным нельготником), то, в общем-то, проблем с транспортом у вас не будет, не считая некоторых пустяков вроде вдыхания СО или толкотни в ПАЗике. Итак, различные "газельки", "тазики" и исторический подвижной состав из Германии ("Маны" да "Мерсы") ходят весьма часто, почти везде, а иногда и по системе "от подъезда до подъезда". Стоят недорого (в среднем 6 руб.). Немудрено, что большинство жителей города, на мой взгляд, сложившимся положением вещей довольно. Трамвайных энтузиастов я насчитал всего троих: одного кондуктора, одного пассажира, который на остановке "ул. Бунина" пропустил в ожидании трамвая целых ДВА попутных ПАЗа, ну и себя, естественно. И одно преимущество трамвая мы с ними все же совместно установили: как ни крути, но он комфортней "тазика", даже если ехать стоя.

Впрочем, воронежцы оценивают нынешнюю реальность методом непосредственной оценки, а не сравнивают ее с тем, что было 6-8 лет назад и ранее. А ныне они просто поставлены перед фактом снятия или закрытия трамвайных линий и сокращения количества выходов и по сути лишены возможности выбора: город переведен на общественный транспорт с ДВС. Оставшиеся трамвайные маршруты работают порой непредсказуемо, и ожидать трамвайчика можно и 30, и 50 минут. Предсказуемо и довольно часто ходит разве что "единичка". К тому же из-за плохого качества пути на участке улиц Бунина и Кольцовской введено ограничение скорости для трамвая 5 км/ч. Не знаю, может и где-то еще такие участки есть. Про троллейбусы подробно рассказать не могу, но на глаза эти машины особо часто не попадаются. И работать электротранспорт заканчивает раньше. Таким образом, все козыри у автомобилистов. И как итог -- на Московском проспекте невозможно дышать.

Конечно, если б у трамвайщиков была бы возможность воздействовать на общественное мнение, а еще лучше -- на мнение горадминистрации... Ничего бы подобного не произошло. Не нанесли бы за пару лет такой урон одной из лучших и самых разветвленных систем в СНГ. Ведь и сейчас еще система была бы вполне жизнеспособна, будь поменьше интервалы. На большинстве оставшихся линий (в том числе и недействующих) не самые худшие пути и КС (а иногда и почти хорошие), и несмотря на ограничения скорости нельзя сказать, чтоб поездка на трамвае казалась бы очень медленной. Посмотрим, что будет дальше, все же пока трамвай в Воронеже не кажется навсегда уходящим явлением. Ведь в городе и сейчас остались такие сооружения трамвайной инфраструктуры, которых в других городах еще поискать! Скажем, обособленка на ул. 20 лет Октября с выходами из подземного перехода специально к путям, с оборудованными остановками и ограждением (ну прям как в Москве на Б. Черкизовской). А каков Северный мост с развязкой! Такого-то точно нигде нет. Почти двухкилометровое сооружение (если с пандусами). Представляет собой трамвайный мост, опирающийся на разделительную полосу моста автомобильного и за счет этого особо высоко возносящийся на синей гладью водохранилища. А ширина водохранилища под мостом составляет километр с четвертью. И если ехать в трамвае над этим "Воронежским морем" и смотреть при этом в окна противоположного от вашего места борта (чтоб не видеть под собой машин на мосту), то создается великолепное, фантастическое (sic) ощущение полета на трамвае над широким водным простором. Эдакий "трамвай-самолет". По мне так этот аттракцион будет почище любого паркового колеса, даже самого большого. Надеюсь, это чудо трамвайной техники станет препоном на пути разрушения сети. Не ломать же такое!

Но... оставим лирику и спустимся с моста на землю. Посмотрим, что потерял трамвай в Воронеже, прежде чем потерять популярность. Для этого можем обратиться к приведенным схемам. Сравнение их само по себе уже красноречиво: утрачены треть путей и более половины маршрутов. А сколько потеряно единиц ПС и выходов? Думаю, что больше половины уж точно. Систем сейчас совсем не видно, а по выходам информация на середину прошлого года была такой:

Номер маршрута БудниВых. дни
1108
21210
7108
830
1111
1764
2084

Что касается закрытых линий, то тут, как ни странно, не все так плохо. Дело в том, что некоторые из них законсервированы, то есть сохранилось все -- и пути, и контактная сеть. Жизнерадостно заасфальтированы только Плехановская, Московский проспект и примыкающая к нему часть проспекта Труда. А вот на улице 20 лет Октября и ВОГРЭСовском мосту движения нет уже больше года, а и пути, и КС на месте. (Говорят, вроде как запретили разбирать?) На месте и линия на завод ГОО, также и пути, и КС, только в местах переездов асфальт накатан. По этой линии еще с год назад работал 11-й маршрут (целый один выход!), и был тогда изолированным, так как маршрутного движения через мост уже не было. На всех остановках по-прежнему обозначены номера всех недействующих маршрутов, в том числе и на недействующем кольце у вокзала висит немалый список маршрутов, когда-то там разворачивавшихся.

Ну, вот пожалуй и все. Остается только добавить, что работают теперь в Воронеже поголовно КТМ-5, окраска почти у всех вагонов стандартная, красная, а состояние самого ПС тоже пока вовсе не страшное, где-то 3+ или 4-. Стоимость проезда -- 4 рубля.


15.07.2004. Ул. Кольцовская 15.07.2004. Ул. Кольцовская 15.07.2004. Ул. Краснознаменная
15.07.2004. Ул. Краснознаменная (ост. "ул. Неделина") 26.07.2004. Вокзал. Единственный замеченный "рекламный" вагон 26.07.2004. Северный мост
26.07.2004. Северный мост

Схема трамвайных маршрутов г. Воронежа на май 1999 года

Схема трамвайных маршрутов г. Воронежа на июль 2004 года

© C.Сонин, 2004


Хостинг от uCoz