ИВАНОВО
|
|
В 2006 —2007 годах прошло значительное сокращение линий ивановского трамвая, а городские власти озвучили идею полного «отказа» от этого вида городского транспорта. Сначала в 2006 г. закрыли линию «тройки», которая проходила мимо стадиона. По иронии судьбы в этот же год ивановская футбольная команда впервые за много лет получила право выступить в первой лиге. Казалось бы, несколько тысяч болельщиков в дни игр может развести именно и только трамвай, а не маршрутки. Но увы… В 2007-м атака на трамвай продолжилась. Закрылась линия по Энгельса, затем — линия «пятерки». В короткий срок от пяти маршрутов осталось всего два. И их судьба, скорее всего, также будет печальна. Итак, Иваново может оказаться в ряду городов, власти которых окончательно решили трамвайный вопрос. А ведь так же, как и в Шахтах и Архангельске, значительных предпосылок к полному закрытию движения в Иванове не было (и нет). Состояние путей и подвижного состава никак нельзя было признать катастрофическим. Естественно, как и в большинстве российских городов, оно было далеко от идеала и требовало принятия определенных мер. Но перекладки отдельных участков пути и обновления ПС не произошло: события стали развиваться совсем в другом русле. Проспект Энгельса закрыли по той причине, что трамвай, якобы, разрушал мост через Уводь. «Пятерке» предъявили обвинение в низком пассажиропотоке. Тут ситуация классическая: сначала запускается стая маршруток, хоть как-то дублирующих трамвай, потом сокращается количество выходов, потом… Впрочем, даже с сорокаминутными интервалами вагоны пятого маршрута определенной популярностью пользовались и даже в дневное время на подъезде к центру неплохо заполнялись. На остальных маршрутах (1, 2, 6) интервалы осенью 2006 г. были вполне приемлемыми, а «двойка» вообще ходила каждые пять минут. Спрос на эти маршруты был неплохой, хотя и понемногу падал в последние годы. Трамвайная линия на меланжевый комбинат (теперь там ходит только первый маршрут) является единственным нормальным сообщением этой относительно удаленной и обособленной части города с центром. На этом направлении ежедневно в часы «пик» возникают устойчивые крупные пассажиропотоки. Если уж и данные обстоятельства не являются для городских властей весомым доводом в пользу сохранения трамвайного движения, то скоро мы получим еще один российский город, где трамвай останется в лучшем случае в виде памятника. Тогда это будет, наверное, первый в мире памятник вагону КТМ-5. Кстати тот факт, что маршрутка не является транспортом, способным обслуживать значительные пассажиропотоки, находит прекрасное подтверждение в том же Иванове. Существует пригородная троллейбусная линия Иваново — Кохма. Троллейбусники жалуются, что никто у них не ездит, маршрутники отбивают ездоков. Только происходит это лишь тогда, когда пассажиропоток на линии невелик. А вот когда вечером вся Кохма едет домой с работы из Иванова… Это звездные часы пригородного троллейбуса! Битком набитые машины являют наглядный пример востребованости электротранспорта при наличии должного пассажиропотока. Возвращаясь к трамвайным делам, заметим, что единственным радостным обстоятельством является то, что пока целы наиболее самобытные отрезки сети. Это южная часть бывшего городского кольца и примыкающие к ней участки линий «двойки» и «единицы» . Тут трамвай проходит через самую старую часть купеческого Иваново-Вознесенска. Здесь из окна трамвая вы увидите и деревянную застройку позапрошлого века, и купеческие особняки. Здесь же расположены и бывшие административные здания старого Иваново-Вознесенска, и доходные дома в стиле модерн. Даже старейшее сооружение города — так называемая «Щудровская палатка», построенная еще в стиле русского зодчества допетровского периода, видна из окон вагона! Всю историю своего города показывает пассажиру ивановский трамвай, и не хочется, чтобы он сам стал только историческим достоянием. Печальное послесловие. Уже к осени 2007 года в Иванове остался единственный трамвайный маршрут — двойка. Полное закрытие системы стало делом времени. © C.Сонин, 2007 |