ВОЛЖСКИЙ
|
|
Трамвайное движение в Волжском открылось в 1963 году. Первая линия связала жилые районы со стремительно разраставшейся промзоной. Со временем, в процессе развития трамвайной сети, получилось так, что ориентация трамвая на перевозку рабочих из спальных районов в промзону приняла несколько преувеличенный размах. Сегодня большая часть линий (наверное, до 2/3) находится в промзоне. В то же время места трамваю в центре (на большей части пр-та Ленина, например) не нашлось. Нет и удобных трамвайных связей между кольцами в Рабочем поселке и на Карбышева. Несмотря на свою индустриальную специфику и почти полное отсутствие живописных видов из окна, сеть Волжского располагает несколькими достопримечательностями. Во-первых, это, конечно, исполняющий ныне роль памятника первый трамвай Волжского. Остается только догадываться, почему в промышленный Волжский были поставлены эти курортно-прогулочного вида «Готы». Другая достопримечательность волжской системы лишь недавно вышла на линии города. Речь, конечно, о знаменитых вагонах КТМ-11, поступивших в Волжский из соседнего Волгограда. В Волжском эту бывшую систему расцепили, двери по левой стороне заварили изнутри, а снаружи разукрасили вагончики в жизнерадостные цвета и запустили бегать по новому седьмому маршруту. Этот новый маршрут является еще одной достопримечательностью волжской системы. Дело в том, что он пущен по новой линии на проспекте Дружбы, открытой в январе 2005 года. При нынешнем отношении к развитию трамвая в России каждую новую линию следует считать из ряда вон выходящим событием, а эту еще и продлять собираются. Здесь, кстати, и некоторая живописность присутствует: все же по одну сторону от линии чистое поле со степным разнотравьем. Нечто подобное есть и на линии к «Оргсинтезу», куда трамваи также добираются через свободные от застройки степные участки. Причем запах полыни даже отчасти заглушает смрад комбината. Комбинат «Оргсинтез», как и большинство других волжских заводов, успешно работает, но движение трамвая к нему не отличается высокой интенсивностью. В часы «пик» на «двойке» работают всего четыре вагона, а «шестерка» вообще работает только по оргсинтезовскому заказу: два рейса утром (6-36 и 6-39 с Карбышева) и три — вечером (15-40, 16-36, 16-44 от завода). По остальным линиям в промзоне движение гораздо интенсивнее, особенно между ТЭЦ-1 и «Химволокном». Состояние вагонов в Волжском неплохое, хотя новых поставок (кроме КТМ-11) давно не было. По слухам, обещают четыре новых вагона. Парк состоит преимущественно из КТМ-5, в меньшей степени — из «Татр»-Т3. Системы в настоящее время не используются, последняя ходила по 6-му маршруту. Неплохо обстоит дело и с путевым хозяйством. Рельсы преимущественно железнодорожные, на переездах уложены чугунные плиты. Шпалы лежат по большей части бетонные, на них же заменяются старые деревянные. Опоры используются металлические и бетонные. Все линии проложены на обособленном полотне. На многих остановках висит расписание движения для будних дней и время начала-окончания — для выходных. Ну и напоследок немного о взаимоотношениях трамвая с другими видами общественного транспорта. Автобусами трамвай, в общем-то, не дублируется. Плохо не это, а то, что в то время как по городу разъезжают новенькие трехмостные «Волжанины» с надписью «Программа развития пассажирского транспорта в действии», трамвайные вагоны не обновляются, как уже было сказано, много лет. Возможно, что отказ от строительства ненужного троллейбуса (на трамвайном депо в связи с этими планами даже появилась вывеска «Горэлектротранс») позволит получить трамваю какое-то дополнительное финансирование. Все ж волжская система этого заслуживает: она пользуется популярностью пассажиров, и, к тому же, даже развивается! А это уж совсем в завершение: на висящих в вагонах схемах есть неточности, поэтому предлагаю свой вариант. © C.Сонин, 2005 |