История житомирского трамвая началась в 1899 году, когда были открыты сразу четыре линии. Через десять лет открылась пятая. С течением времени маршруты и линии менялись, удлинялись и сокращались, однако в итоге вышло так, что именно пятый маршрут оказался единственным, уцелевшим до настоящего времени. Впрочем, теперь маршрутоуказатель с цифрой пять исчез, указываются лишь конечные пункты и (очень редко) единица как номер маршрута.
Житомирский трамвай узкоколейный (1000 мм). Система обслуживается уже совсем не новыми чешскими вагонами Татра Т-4 и КТ-4 (двухсекционные). Вагоны пока находятся в хорошем техническом состоянии, к тому же их немало, ходят они часто и востребованы горожанами.
Линия проходит от центра города до окраины, связывает площадь Победы и крупное промышленное предприятие — Льнокомбинат. На пути трамваев находятся и центральный универмаг, и центральный рынок, и новые районы, и сектор частной застройки. Такое разнообразие делает трамвай хорошей связкой между различными частями города и привлекает к нему пассажиров.
Планы развития трамвая в Житомире имелись, однако всегда оставались только планами. Учитывая нестандартность колеи (на Украине такие вагоны не производятся), остается радоваться уже тому, что одинокая линия сохраняется на протяжении целых 35 лет, поддерживая при этом стабильный пассажиропоток.
Отдельного трамвайного депо в настоящее время в Житомире нет, трамваи располагаются во втором троллейбусном депо.
© C. Сонин, 2007, 2009